Итак,мы двинулись в сторону Пушкиногорского района к первой маршрутной точке-городищу Воронич на берегу реки Сороть.Начала мая выдалось довольно холодным,выезжали мы вообще под смесью снега с дождем,но южнее погода уже больше напоминала весеннюю-растащило тучи,потеплело,и Пушгоры встречали нас сплошным ковром из примул.

Собственно,по пушкинским местам мы не ездили.Для этого нужно,по-хорошему,пара недель спокойного путешествия,так что упоминать эти края в аспекте пушкиноведения я точно не буду.Нас больше интересовала старина и гребеня,вот про них и начнем.Итак,городище Воронич находится на берегу реки Сороть в трех километрах от поселка Пушкинские горы.История Воронича начинается с 1349 года.Крепость была основана на холме при впадении речки Воронец в Сороть.Этот псковский пригород XIV--XVI веков стоял в первой линии приграничных укреплений, защищавших Псков и Великое Московское княжество с запада и юго-запада наряду с другими пригородами (Врев, Выбор, Дубков, Остров, Велье, Опочка и др.). Пригород, расположенный на тракте из Москвы и Пскова на Литву и Польшу вблизи переправы через Сороть.Крепость была обнесена деревянной стеной со сторожевыми башнями по углам.В ней располагались склады с оружием и боеприпасами, а также продовольствием.Внутри были «осадные клети», служившие убежищем для местных жителей, когда на город надвигалась опасность.
В XVI веке до разорения польским королем Баторием Воронич был самым крупным пригородом Пскова с населением более двух тысяч жителей.
Основными занятиями жителей были земледелие, скотоводство и рыбная ловля. Значительный доход местным крестьянам приносило выращивание и обработка льна. Были развиты гончарное и кузнечное ремесла. Большую часть населения Воронича, помимо ремесленников, военных, торговцев и землепашцев, составляло духовенство.Воронич был крупным церковным центром Псковской земли, в нём и окрестностях находилось несколько десятков церквей и монастырей. Главный храм – церковь Святого Георгия – располагался в центре крепости. На Ямской улице Горнего (Великого) посада (сейчас территория деревни Воронич) находились храмы Ивана Милостивого и Воскресения Христова.В церковных документах упоминаются также Никольский, Ильинский, Покровский и Михайловский монастыри. От последнего впоследствии получила название усадьба Ганнибалов и Пушкиных.Крепость Воронич верно служила Пскову более трех веков и пала лишь во время Ливонской войны,когда полностью разрушена в 1581 году войском польского короля Стефана Батория.
В 1708 (или 1719) году пригород Воронич был приписан к уездному городу Опочке Псковской провинции и был исключён из списка городов. Местные земли с крестьянами отошли к царской вотчине.Теперь немного пушкиноведения,раз уж без него никак.На городище Воронич находится родовое кладбище хозяев соседнего Тригорского, где у восточной алтарной стены церкви св. Георгия погребены А. М. Вындомский, А. Н. Вульф (их могилы находятся под общим памятником — белым мраморным крестом).Рядом под мраморной могильной плитой покоится прах мужа П. А. Осиповой И. С. Осипова.Около него под такою же плитой похоронена сама хозяйка Тригорского Прасковья Александровна Осипова.Бывая в Михайловском, Александр Сергеевич Пушкин бывал и на Ворониче.На первоначальном заглавии к своей трагедии «Борис Годунов» Пушкин написал:
«Писано бысть Алексашкою Пушкиным, В лето 7333 На городище Ворониче».
В настоящее время городище представляет собой холм с крутыми склонами и подковообразной вершиной, на которой находятся остатки крепостного вала; двух боковых дорог, ведших к воротам; остатки Ильинской церкви, родовое кладбище помещиков соседнего села Тригорского и восстановленная в 2007 году церковь Св. Георгия. Рядом с церковью похоронены С. С. Гейченко и С. В. Ямщиков.С 1936 года городище Воронич входит в состав музея-заповедника А. С. Пушкина «Михайловское».Еще один интересный факт:7 апреля 1825 года Пушкин заказал панихиду в Егорьевской, на городище, и Воскресенской, в деревне Воронич, церквах по английскому поэту лорду Байрону, умершему в Греции.
Погост в Ворониче.За оградой находятся остатки фундамента церкви,кладбище и часовня.



Из-за заброшенного яблоневого сада виднеется крепостной вали маковка Георгиевской церкви

таблички на склонах городища

Макс и Катя.Замерзли)

Немножко разлившейся Сороти


Георгиевская церковь

Вид на Сороть с вершины крепостного вала

Церковь.Мне показалось странной такая ограда-подобные высокие ограды из камней мне было привычно видеть вокруг лютеранских церквей Финляндии,но не у православных погостов.

каменные ядра недалеко от ограды

старые кресты из известняка-примета псковских погостов


надгробие Ивана Осипова

когда-то,когда не было ограды,каменные кресты смотрели прямо на реку

Покинув церковную ограду,мы немного еще побродили по городищу.Насколько чужеродными на нем быди будка из профнастила,второй домик под сайдингом и синий биотуалет.Блин,ну почему нельзя не строить это уебство в таких живописных местах?Почему нельзя просто оборудовать видеонаблюдение,если уж боитесь пожара или кражи,а оператора к камерам и пару сторожей посадить просто на территории деревни,метрах в 500 от обьекта?Все это настолько уродует исторический ландшафт,что в буквальном смысле царапает глаз.А ведь это пушкинские места,это "наше все".

В солонечную погоду на обрывистом берегу можно было бы сидеть и наслаждаться теплом,тогда же неласковое небо ясно указывало нам,что весна на северо-западе России-время для грустных.

Напоследок мы зашли еще со стороны дома священника

дом давно заброшен

мы уже отъезжали,когда вдруг выглянуло солнце и городище преобразилось

а мы поехали дальше- в Захино,к руинам турбиностроительного завода братьев Тиме