Яхта наша потихоньку тащится под парусом,приближаясь к биостанции.Окрестности очень живописны,и радует,что погода позволяет ими насладиться в полной мере.
Исполинская каменная река на одном из склонов
Очень хотелось там полазить,но увы,до этой точки мы не дошли.
Экскурсия по станции у нас была запланирована на утро,а посему ребята повели нас на Гранатовую Варакку-одно время там добывали гранаты для технических нужд,а впоследствии биологи оборудовали там холодовую камеру для проведения экспериментов.От самого рудника,по сути,осталось несколько гор отвалов,где желающие копаются в поисках гранатов,красивого кварца и мусковита,часть его подтоплена и внутрь попасть не представляется возможным.
Квадратное "окошечко"-это один из входов в штольню.Надо сказать,когда мы на следующее утро узнали,как здесь работалось без электричества,в трех тулупах и под светом керосинки,уважение к биологам возросло многократно.
Не удовлетворившись осмотром провала,мы пошли ковыряться в отвалах,а наши капитан с матросом ушли предаваться культурной жизни и удовольствиям.
Наковыряли довольно много красоты.Вот например гранат.
В общем,когда мы с колоссальным усилием вырвали себя из груды камня,уже вечерело,и мы потихоньку поползли на станцию.
Прекрасная беломорская тайга вокруг
Попалась очень красивая паутина,оставлю тут,пусть даже и не в фокусе.
Интересный гриб.В Карелии я его тоже часто встречала в борах осенью,забыла как называется.
Кривые беломорские сосенки
Вереск и мхи
Пока солнце не село,решили полазить еще и по окрестным скалам.
Вереск и брусничник на мористом склоне сельги высохли начисто,более крупные деревья многие скидывали иголки сильнее чем обычно-лето выдалось очень сухое.Пока Женя убегал на поиски приключений,мы честно просиживали попу на солнечном склоне и любовались видами.
По-моему,прекрасный день для дурацких и милых фоточек)
После ужина поползли погулять снова.Ночной Картеш.
В бухте спят лодки и корабли)
Мы с О.М. пошли сначала без фонарика,дошли до озера Кривого,и тут поняли,что начинает сиять,так что вытащили и Женю с Таней.Сияло не сильно,в прошлом году в августе нам показали на Терском куда более внушительное зрелище,но и то было здорово-гладкое как стекло озеро с отражением звезд и сияния) Шумов дофига,но тут уж ничего не поделаешь
Постояли на озере часа полтора и потихоньку пошли спать
Для тех,кому интересна тема спанья в яхте.Наши яхтсмены уползли спать в ахтерпик,где были две вполне крупные лежанки,чтобы мог поместиться высокий парень в толстых шмотках и спальнике,не пытаясь при этом изобразить из себя букву зю,Женя с Татьяной размещались на двух "боковушках",а мы с О.М. уползали спать в форпик.
Из форлюка обычно капает конденсат или просочившийся дождик,так что есть риск проснуться в мерзком сыром спальнике)
Таня чистит грибы на завтрак.
Фото для понимания объемов пространства.Я и наши шмотки.
К-комфорт)
Клаустрофобам будет тяжело,мне было удобно.
Иногда еще на морду норовят вылезти паруса,их надо затолкать поглубже.Выглядит это как труд шахтера или спелеолога)
После того как все упихано и разложено,можно и спать)
Утром нас ждали на экскурсии по биостанции.Экскурсию проводила Людмила Павловна Флячинская, к.б.н., старший научный сотрудник станции.Я должна сказать-каждый,кто будет на Картеше-не пожалейте времени и денег сходить на эту экскурсию,этим вы и фундаментальную науку немного поддержите,и узнаете очень много нового.Экскурсия очень интересная.
Беломорская биостанция была создана в соответствии с приказом Совета Министров СССР летом 1949 г. Она вошла в качестве самостоятельного научного учреждения в состав Карело-финской научно-исследовательской базы, вскоре преобразованной в филиал Академии наук СССР. Первым директором станции была назначена З.Г. Паленичко, по инициативе которой и была создана ББС. Коллектив сотрудников был небольшим (К.А. Алтухов, Л.А. Кудерский, В.М. Надежин, А.П. Николаев, М.Н. Русанова, Б.М. Тамбовцев, Л.М. Эпштейн и др.). Материалы собирали в весенне-осеннее время с судов «Испытатель» и «Профессор Месяцев» (с 1952 г.), а обрабатывали их зимой в Петрозаводске и Беломорске. Основными направлениями работы были: изучение гидрологических и гидрохимических характеристик моря, исследование видового состава, обилия и распределения беломорских организмов, а также анализ пищевых взаимоотношений различных обитателей моря (в основном рыб). С идеей базы для круглогодичного наблюдения выступил В.В. Кузнецов. Его поддержали Карело-финский филиал и Зоологический институт АН СССР. В июне 1957 г. члены комиссии, возглавляемой А.Н. Световидовым, обошли на судне побережье моря, остановив выбор на Кривозерской бухте, расположенной вблизи мыса Картеш на выходе из губы Чупа Кандалакшского залива. Место было выбрано по ряду причин: достаточно глубокая бухта, прикрытая скалистыми берегами и островом от ветра и волн; значительное биотопическое разнообразие, обеспечивающее возможность сбора различных животных и водорослей; удаленность от промышленных предприятий и населенных пунктов; источник воды в виде глубокого и чистого озера.Директором ББС был назначен В.В.Кузнецов, к сожалению, вскоре оставивший этот пост из-за болезни. 6 июля 1961 г. он скончался. Имя профессора Владимира Кузнецова присвоено новому научно-исследовательскому судну ББС. С 1962 по 1965 годы Станцией руководила З.Г. Паленичко. 19 июля 1957 г. (через 2 дня после Постановления Президиума АН СССР) были начаты сборы гидрологических данных и проб планктона на разных глубинах от 0 до 65 м в стандартной точке вблизи мыса Картеш. С тех пор этот день считается датой второго рождения биостанции. Мониторинг экосистем пелагиали моря, начатый более 50 лет назад, продолжается по сей день непрерывно (!). Летом материалы собирают с борта судна один раз в декаду, а зимой - раз в месяц через прорубь во льду.В 60-х годах на судах ББС были начаты комплексные съемки в Онежском и Кандалакшском заливах, значительно пополнившие фаунистические списки и выявившие сезонные и многолетние особенности распределения гидробионтов. В 70–80х годах начались многолетние мониторинговые исследования бентоса, изучены жизненные циклы массовых беспозвоночных ,также запасы, распределение и динамика поселений мидий. Ихтиологи ББС исследовали жизненные циклы, миграции, характер питания, структуру популяций и динамику численности многих рыб,проводились паразитологические иследования.
Несмотря на полную жопу (не побоюсь этого слова),в которой находится фундаментальная наука в целом,и биологич в частности,на ББС ведется ряд исследований:
экология и жизненные циклы рыб и беспозвоночных;
сезонная и многолетняя динамика популяций и сообществ организмов планктона и бентоса;
изучение сообществ обрастания и аквакультура мидий;
изучение паразитов птиц, рыб и беспозвоночных;
стресс, старение и адаптации беломорских организмов к факторам внешней среды.
Ряд проектов выполняется в рамках целевых программ Российской Академии Наук, другие финансируются отечественными (РФФИ) и зарубежными (Copernicus, INTAS) научными фондами, частными предприятиями и компаниями.
Озеро это между прочим не просто озеро,как нам рассказали на экскурсии-а резервуар изучаемых креветок-изолянтов,во как.
Нас провели и по лабам.Ну,я полагаю,после этого как-то нелепо говорить что мы впереди планеты всей.Да,мы конечно впереди-лидируем по тому,как при помощи говна и палок творим фундаментнальную науку.Это позор,больше я ничего не имею сказать.Позор государству и огромное уважение тем,кто в этих условиях умудряется работать и достигать результатов.
Это старая холодовая камера-сделана из промышленного холодильника.
Окошко предусмотрено специально-как-то одного биолога закрыли в холодильнике,но все обошлось,а так хоть орать можно чтоб тебя выпустили.Сейчас эксперименты идут не в штольнях и пищевых холодильниках,а в нормальной холодовой камере.Изучают мидий,их рост,поведение,способности.
Рабочее пространство биологов)
и их подопечные
Нам рассказали очень интересную лекцию о жизненном цикле разных морских беспозвоночных,коих в Белом море очень много,и все они очень красивые и интересные.
Кто не верит-идите вот сюда:
https://vk.com/search?c%5Bq%5D=%D0%B0%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%81&c%5Bsection%5D=auto&z=video403920868_456239157%2F30918345944b1dfc5e%2Fpl_post_-9471321_18784
Это невероятно красиво и захватывающе,и то,что делают Семенов и команда "Акватилис"-это прекрасно.
Показали всю биостанцию,и жилые,и лабораторные корпуса,и любовно выращенный цветник
и памятник мотору "Вихрь",единственный в своем роде - с любовью и ненавистью) От исправности мотора часто зависела жизнь биологов на море,и умение чинить его при помощи тех же говна и палок и матерных слов напрямую подразумевало возможность спастись в случае незапланированных бед.
Сводили в музей-небольшой но очень интересный.Со всякими техническими приспособлениями для изучения биосферы моря.Вот напрммер специальный водорослечерпатель)
и другие устройства для изучения морских глубин
а так же предметы быта
разные спиртованные рыбы и ученые,исследовавшие Белое море
Живой мир Белого моря-скаты,сельдь,мидии ,морские звезды
кольчатая нерпа
тресочка
Сверху печальный экспонат-хвост белухи,которую несколько нет назад какие-то богатые уебаны расстреляли из автоматов.К счастью,уебанов вычислили и спаяли колоссальный штраф (мозгов им конечно это не добавит,но хоть деньгами наказали).
А внизу есть некая загадка,интересно кто ее узнает)
Потом нас провели мимо загадочного домика
и мы покинули Картеш
В течении дня мы снялись со стоянки и пошли в Чупу-уже под мотором.Так и закончилось наше путешествие по Белому морю.
Но,как оказалось,наши приключения только начинались.
Пока народ выгружал вещи,я сходила к музею за машиной и перегнала ее к пристани.Мы погрузились,проехали метров пятьсот и умерли посреди дороги.Умерли наглухо и совсем.С полчаса подрочили машину за все мыслимые провода,убедились в необходимости двигаться в сторону трассы и начали предпринимать шаги к тому,чтобы выбираться в цивилизацию.
На тот момент мы еше не осознавали весь масштаб пиздеца.До трассы нас дотащил дастер,на трассе мы довольно быстро поймали ниву-трехдверку,которая доволокла нас от Чупы до Лоухи,а дальше началась жопа.Вечерело и холодало.Я всерьез уже понимала,что не исключен ночлег в придорожных кустах с неизвестными перспективами.Позвонила Казакову,он скинул мне телефоны эвакуаторов из Кеми и Петрозаводска.Постояли поголосовали с часок.Появилась проблема покрупнее-приехали местные гайцы и возопили,почто мы стоим под запрещающим знаком и без знака аварийной остановки.Я пошла к ним в машину жалиться и готовиться к каранию,Женя извлек из кучи вещей знак и ребята торжественно примотали его изолентой на запаску.Гайцы сжалились и уехали без кар,а мы тем временем оттолкали машину за перекресток и продолжили голосование.Я дозвонилась до эвакуатора,который зарядил 23 тыщи до Петрозаводска и попросил предупредить когда будем проезжать какой-нибудь населенный пункт.Женя,Таня и Лелик скакали вдоль дороги,отчаянно голосуя,и уже в смеркающихся сумерках внезапно остановился ларгус с двумя молодыми парнями-русским и таджиком.Без лишних слов они подцепили нас и мы двинулись.Валентин оказался очень хорошим дрейвером и учителем,благодаря ему я в ту ночь получила очень хороший опыт вождения в мертвой запотелой машине через адские туманы,пробки и говна.Камиль без слов помогал,когда мы наматывались на трос при неудачном торможении.Если бы не слаженная помощь и поддержка моих дорогих друзей-четы Репиных и моего дорогого друга второго пилота мы бы точно не доехали при любом раскладе.Ночь была очень холодная,уже скоро мы поняли что машина адово запотевает.Один налобник и фонарь-палец у нас ушли на подсветку буксировочного троса (Женин лайфхак),вторым светили в лобовое,когда надо было показать что пора остановиться и протереться.Добрались до Кеми и остановились попить кофе и позвонить в эвакуатор снова.Эвакуатор недовольно сказал,что он еще и не выехал.Тут меня накрыло и я просто послала его на хуй заглавными русскими буквами через рот.Я высказала,что блядь,если люди не хотят зарабатывать-то нехуй им свои услуги и предлагать,ну и еще много чего.Душу я конечно отвела,но проблема осталась.
И тут мы наконец оценили северных людей.Валентин без пафоса и интриги сказал-я понял,что мы тащим тебя до Петрозаводска.Это было сказано как руководство к действию,а не как констатация факта.Мы все допили кофе,поели,размяли ноги и поехали дальше.
Без преувеличения-эта дорога была самой тяжелой из всех что мне приходилось ехать.Уже за Кемью повалили полосы тумана,мы стали останавливаться гораздно чаще и извели все запасы тряпок и сортирной протирки.На каждой остановке все оперативно выскакивали оттирать стекла и разминаться,потому что дубак стоял страшный.Говорят,показывали сияние в ту ночь-если честно,мне было не до сияния от слова совсем.К счастью,у нас оставался недопитый жбан минтту,и его пустили на обработку стекол.Еще никогда мятный ликер не расходовался так экстравагантно.Но он реально спас нас.Один раз я чуть не обосралась от ужаса,когда в очередной полосе тумана у меня заклинило руль и повело на встречку.К счастью,мы оперативно оттормозились без приключений и скинули клеммы с аккумулятора (теперь я понимаю,что это надо делать сразу перед началом буксировки).Второй раз в адочек мы попали уже недалеко от Петрозаводска-проезжали мост над рекой,которая отчаянно парила,и в какой -то момент я практически потеряла ориентацию в пространстве,к счастью никого навстречу не было.А на подъездах к городу пошел обложной сильный дождь,который видимости нам поубавил совсем.
К семи утра ребята дотащили нас до автосервиса на Шотмана и решительно пресекли наши попытки сказать спасибо в денежном эквиваленте.Часов в девять нас загнали в бокс и уже к часам одиннадцати выдали приговор-соскочила цепь и загнуло клапана.Значило это то,что в Петрозаводске мы остаемся как минимум на сутки.К этому моменту я офигела уже настолько,что практически весь день и всю ночь после заселения в гостиницу проспала и даже не ходила гулять на набережную.К счастью,машину нам выдали к вечеру следующего дня и в ночь мы стартовали в Питер,благополучно приехав поутру.
Безусловно это знак,что Самчик уже не молодой гордый джипик,и что надо задумываться о чем-то другом.Вопрос,на что пересаживаться,актуален,но вариантов не много.А с другой стороны,с таким боевым товарищем жалко и расставаться.