Итак,первым из череды внешних островов у нас стал Сескар.Остров Сескар расположен в Финском заливе южнее Большого Корабельного фарватера и представляет собой низкий, в основном песчаный, лесистый остров.Существует мнение, что название острова имеет финское происхождение и означает остров «Семи камней» (по-фински Seitsen – «семи», и Kari – «подводный камень, риф»). По другой версии название означает «Морской остров» (из шведских слов Sjo - «морской», и Skar - «скалистый островок»).От южного берега остров расположен в 19 км,большинство маломерных судов используют именно это побережье для старта к Сескару.Сескар вытянут с севера на юг примерно на 3,2 км, ширина его при этом составляет более 1 км.Западный берег острова — низкий, сильно изрезанный и покрытый смешанным лесом с преобладанием берёзы и сосны.Восточный берег изрезан мало, покрыт песчаными дюнами, которые либо образуют пляжи, либо заросли соснами.На острове возвышается маяк, представляющий собою башню 31 м высотой,отлитую из пушечного чугуна в 1858 г. Возле маяка расположен маячный городок с вертолётной площадкой, а в 1 км к югу от него — пограничная застава. Кроме того, на острове есть заброшенный аэродром] и радиобашня Региональной системы безопасности мореплавания, возведённая в 2005 г. На маяке расположено оборудование Автоматизированной системы контроля радиационной обстановки (АСКРО), обеспечивающей наблюдение за радиационным фоном в радиусе 30 км от Ленинградской АЭС.
Стартуем в очень хорошее утро-жаркое и безветренное.Вода как зеркало.

До острова примерно час ходу на моторной лодке.Южное побережье залива мелководное,по пути мы минуем длинную низкую отмель,на которой грелись бакланы с чайками и тюлень.При нашем приближении тюлень резво свалил в воду,но мы были упорны и подкараулили его на обратном пути.
Бакланы летят тяжело.За бакланами-тень острова Кокор,необитаемого,поросшего можжевельником и соснами.

На воде тихо качается диковинное судно.

К острову мы подходим со стороны мыса Пиени-Хета -Стор (сосвоим отдельным маяком) и вскоре уже хорошо видим старый маяк.

История маяка на Сескаре очень интересна.Известно, что маяк действовал еще при шведском правлении (до 1700 года) и отошел к России по Ништадскому договору, но в очень ветхом состоянии.В 1732 г. у острова разбился пакетбот под командою мичмана Шепелёва, шедший из Кронштадта в Любек. Катастрофа произошла из-за ошибочности применяшихся тогда на флоте голландских карт и привела к их замене картами, сделанными Фёдором Соймоновым по данным Мартына Янцына. В 1755 г. островной маяк вновь подвергся ремонту. В 1767 г. на Сескаре была построна новая кирха, одна из самых маленьких финских церквей: лежащий в её основании шестерик имел в поперечнике 9 м.
В 1786 г. на острове был создан карантинный дом, содержавшийся за счёт таможенных доходов. С началом русско-шведской войны (1788—1790) на Сескаре организовали военно-морской лазарет, связь которого с действующим флотом осуществляло госпитальное судно «Холмогоры». После Гогландского сражния русский флот — за исключением повреждённых кораблей и пленённого «Принца Густава», которые ушли в Кронштадт, — укрылся у Сескара. В мае 1790 г. между Сескаром и Красной Горкой началось Красногорское сражение, длившееся 2 дня и закончившееся под Выборгом победой русской кронштадтской эскадры. Шведами командовал генерал‑адмирал Карл Зюдерманландский, русскими — вице‑адмирал Александр Круз. Вечером после первого дня сражения шведский флот чинился возле острова.
В 1794 г. возле Сескара потерпело крушение и было выброшено на камни судно «Маргарита», шедшее с грузом леса из Кронштадта в Ревель. Все моряки были спасены жителями острова, за что последние получили премию в 100 руб. В 1807 г. на Сескаре построен новый маяк — двадцатиметровая кирпичная башня красного цвета с белым цоколем — по проекту Леонтия Спафарьева. В ноябре 1840 г. в пяти милях к юго-западу от острова затонуло британское торговое судно «Гуноп» с грузом индиго и сандалового дерева. Агенты Лондонского Ллойда не смогли получить помощь в подъёме груза на поверхность от начальника Кронштадтского порта, и в январе 1841 г. за это дело взялся кронштадтский купец Василий Недоносков. С помощью механизмов, им самим сконструированных, он поднял почти весь груз без привлечения водолазов и доставил его на подводах в Петербург. Для работ Недоносковым были наняты 350 местных жителей.
Маяк много раз строили, переносили и перестраивали (1725, 1727, 1755, 1807 и 1854 гг.), лишь после окончания Крымской войны Гидрографический департамент в конце 1856 г . заказал английскому заводчику Грисселю башню из артиллерийского чугуна для маяка Сескар. В 1857 г . ему же поручили изготовить фонарь и катоптрический аппарат системы Френеля.Чугунная башня и маячное оборудование были доставлены на остров 19 июля 1858 г . и, по окончании монтажа 23 сентября, маяк был освящен.Все работы были проведены английскими рабочими под руководством фирмы-изготовителя.Осень интересным был механизм по типу "Ходиков" для вращения фонаря.
Новая башня высотой 30 м над уровнем моря стала первой башней из чугуна, установленной на русских морях. Маяк светил постоянным белым огнём на расстояние до 12 миль . В последующие годы на нём неоднократно менялось световое оборудование и источники света, но башня сохранилась в неизменном виде по сей день.
Во время Первой мировой войны маяк не пострадал. В 1914-1920 годы он, как правило, включался только по приказанию командования Балтийского флота.
Во время Гражданской войны в 1919—1920 гг. возле Сескара находилась британская эскадра. В августе 1919 г. подводная лодка РККФ «Пантера» под командою Александра Бахтина потопила на рейде острова английский эсминец класса V «Виттория» (Vittoria), а в октябре того же года возле Сескара подорвался на мине однотипный первому эсминец «Веруланум» (Verulam). Оба потопленных корабля были переданы англичанами во владение Финляндии, но при осмотре в 1925 г. были признаны непригодными к починке. В 1920 г. Сескар перешёл по Тартускому мирному договору к Финляндии и был демилитаризован.
К 1939 г. регулярных войск на острове не было: только полиция, щюцкор, пограничники с несколькими пушками и пулемётами. Сескар представлял собою местный курорт с хорошо оборудованным пляжем на своей северной стороне, гостиницей и рестораном в центре острова. Советской морской пехотой во время Финской войны Сескар был занят 30 ноября 1939 г. при недолгом сопротивлении финской стороны. После высадки десантный батальон, оставив 15 человек до прибытия комендатуры, погрузился на корабли и ушёл к острову Лавенсаари.До настоящего времени сохранилось много фотографий довоенной жизни Сескара,их можно увидеть вот здесь (спасибо Юрию за ссылку):
http://www.seiskari-seura.org/home/kuvagalleria
С началом Великой Отечественной войны, в июле 1941 г., Сескар вошёл в Лужский укреплённый сектор, а в районе острова создали Восточную минную позицию, в которую включили также остров Гогланд. 26 августа на Сескар эвакуировали часть береговой артиллерии с материка, а Лужский укреплённый сектор на следующий день расформировали. С занятием финскими и германскими войсками большинства островов в Финском заливе, Сескар вместе с островом Лавенсаари стал передовым пунктом базирования Балтийского флота. Зимою 1941—42 гг. и 1943—44 гг. действовала ледовая автомобильная дорога Шепелёвский маяк — Сескар — Лавенсаари протяжённостью в 71 км. Зимой 1942—43 гг. льда в районе островов Сескар и Лавенсаари не было. Дорога пересекалась с германской ледовой дорогой маяк Стирсудден — Кургальский полуостров. На перекрёстке, прозванном «Международным», периодически возникали перестрелки. Обслуживали советскую дорогу инженеры флота.
После войны все здания и помещения маяка отремонтировали, построили новые жилые дома, дополнительно к световому оборудованию на маяке установили наутофон, радиомаяк, ветро- и дизель-электростанцию, станцию радионавигационной системы ближнего действия.
В течение своей службы маяк периодически реконструировался и модернизировался (последний раз в 1976-1977 годах), неоднократно менялись источники света и питания, однако сама чугунная башня, будучи в удовлетворительном техническом состоянии, нормально служит до настоящего времени. Маяк светит белым проблесковым огнём на расстоянии 15 миль .
На башне маяка, которая и сегодня находится в хорошем состоянии, установлена мемориальная доска с надписью:
«Первый чугунный маяк в России поставлен в 1858 году на острове Сескар в царствование государя императора Александра II и бытность Генерал-адмиралом государя Великого князя Константина Николаевича при управляющих Морским министерством вице-адмирале Метлине Строительным департаментом генерал-майоре Роде Дирекцией маяков генерал майоре бароне Врангеле»
Рядом с башней братская могила моряков транспорта «Радуга», погибшего 23 декабря 1943 года, и катера МО-302, погибшего 26 мая 1944 года.
В настоящее время на маяке Сескар находится один из 25 постов Автоматизированной системы контроля радиационной обстановки (АСКРО) Ленинградской АЭС, которая предназначена для автоматического мониторинга радиационной обстановки в 30-километровой зоне вокруг нашей станции (точнее, в так называемой зоне наблюдения).
Оборудование было установлено в 1995 году. Это был первый опыт создания объектовой АСКРО в стране по предложению и при поддержке Финского центра по ядерной и радиационной безопасности ( STUK ). Впервые было получено разрешение Минатома на прямую передачу данных радиационного мониторинга за рубеж по спутниковому каналу связи.Оборудование для измерительных постов поставлено финской фирмой Rados Technology .
Высаживаемся у мола и первое,что видим-два безмятежных лебедя)Острова Финского залива-птичий рай.

По 500-метровому молу некогда проходила узкоколейка,сейчас ее фрагменты валяются в воде

Световой знак

Мемориал памяти погибших моряков



Как все помнят,маяки относятся к военным объектам,а потому вход туда запрещен.

Памятная доска

Мы немного прогулялись по маячному городку


нашли остатки старых маячных конструкций,снятых во время ремонта

несколько сохранившихся фрагментов узкоколейки


Затем мы сместились к погранзаставе,брошенной в 2008 году.

РТП в/ч 2241 морских частей пограничных войск находится на северной оконечности острова и до сего времени хорошо сохранился. На территории располагается пограничная вышка, мачты с радарами и локаторами, склады ГСМ и дизель-генераторная станция. Казарма для личного состава, столовая, пост управления РЛС находятся в одноэтажной каменной постройке оканчивающейся котельной и баней.Так же имеются два кирпичных одноэтажных дома, для семей офицеров с городскими санузлами и мебелью, ряд кирпичных построек хозяйственного назначения.
На песке куча следов-что помельче чаек,и здоровые,почти с тарелку-лебедей.

В песке сиротливо стоит снегоболотоход и куча отработанных дизелей.Военные люди вообще мало заморачиваются с вывозом и утилизацией отработанной техники.


За зданием дизельной в кустах склад ГСМ.

Влезли посмотреть дизельную и тут я обнаружила что я женщина олень,я без фонаря.Пришлось изгаляться(Если бы не мой второй спутник ,была бы беда.

Что вышло то вышло,сама виновата.

Журнал это святое

Пески тут просто замечательные

Погранзастава

Пограничная вышка

Погранзастава изнутри порадовала еще больше.Тут даже качалка была!


ЫЫЫЫ


Помещение радиорубки (качество увы)


Документация всякая


Пост управления РЛС ,пожалуй,самый атмосферный!




Всякий зип.

И пресса

Здесь даже гостиница была (видимо,для высоких чинов)

Оружейка,ясно дело,пустая

а вот в каптерке мы наткнулись на склад кальсон,пилотки и дохлую утку)
Журналы снова



Учебник сержанта я честно сп..ла

ФСБ уведомляет

Здесь была учебная комната или что-то типа того,к сожалению из-за провалившейся крыши и грибка скоро все развалится




Кухня в интересной цветовой гамме


По столовке надо передвигаться осторожно,местами полы все

Здесь спали погранцы


Антропоморфный толчок)

Выходим на улицу погреться

Мне ничего не удалось найти про этих людей,может быть кто-нибудь знает,кто это был и что тогда случилось на Сескаре?

Пограничный столб Родины

Дерево очень хочет жить)

Домики для офицеров.В настоящее время часть их вскрыта (судя по всему,ночующими на острове рыбаками),внутри срач и хлам

Свидетельства былой жизни

Огневая точка,прикрывающая берег

Сухо и жарко,тянет искупаться,вода на мелководье теплющая,и пока нет никто,я составляю компанию чайкам и куликам)

Пляжи Балтики

Парочка носатых истерично орет в камнях.Куликов-сорок здесь много,а лебедей еще больше.


Но вот уже пора и назад.Пролетаем обратной дорогой мимо Пиени-Хета-Стор

Попробовали еще поискать остатки финских деревень,но ничего толком не разглядели (следующей экспедиции повезло больше)

Землесоска все так же не подает признаков жизни

На обратной дороге,уже чисто случайно,ловим глазом отмель и натыкаемся на черную колбаску.Тюлень спит на камне!начинаем потихоньку подкрадываться к нему)

На минуту проснулся


Потом все ж соскользнул в воду и долго за нами наблюдал,пока мы потихоньку подкрадывались к нему

Потом тюленю все это надоело и он ушел вниз.

Коварная низкая песчаная плюха,почти незаметная с воды

Перед финищем заглянули еще на мыс Колгомпяя

узрели там еще одного тюленя ,куда более пугливого,и совершенно невозмутимых каякеров


И полностью счастливые,с обгоревшими довольными мордочками закончили путешествие)